Deep Purple «Concerto For Group And Orchestra»

В минувшем месяце лейбл ЕМI порадовал поклонников «серьезного» рока переизданием видеоверсии поистине грандиозной концертной программы, которая способна на два часа погрузить любого из них в сладкие воспоминания о славных моментах из истории жанра, когда музыканты были буквально помешаны на самых разнообразных экспериментах с классикой. В то старое доброе время (конкретнее, в 1969 году) вы были никем, если ваша рок-группа (наряду с еженедельным истреблением как минимум полфунта марокканской травки) не затевала очередную рок-оперу, не забыв пригласить на репетиции симфонический оркестр (с тем, чтобы при этом напрочь забить его бешено трясущей «хайром» в такт своей музыке ритм-секцией).

продажа виниловые пластинки и диски Саранск

Концертный альбом стремительно прогрессировавших Deep Purple «Concerto For Group And Orchestra» стал наиболее помпезным опусом из всех, записанных на тот момент. Великолепным гибридом хард-рока и классики, претендовавшим на звание «музыки будущего». Точкой отсчета на шкале респектабельности. Арендовать The Royal Albert Hall? Легко! Учитесь — вот так история и пишется! Особенно потрясает на протяжении всех трех частей концерта эмоциональная отдача органиста Deep Purple Джона Лорда («Что вы хотите? В конце концов, я же получил классическое образование!») — складывается такое впечатление, словно он чувствует, что ему может больше не выпасть другого шанса совместить мастерство Royal Philharmonic Orchestra с мрачным обаянием Deep Purple Mk II.

Поверьте, тут есть чему порадоваться. Как бы напоминая о царившем в те времена повальным увлечении популярными виниловыми пластинками с Hi-End звучанием, данный комплект впервые представляет собой выпущенный мейджором переиздание оригинального альбома во «всех четырех форматах»: SACD (Super Audio CD), DVD-A (DVD-Audio), DVD Video и «просто» двойной CD.

— Как?! — возмущенно завопят ревнители «старины седой». — Здесь нет раскладной картонной обложки, как у квадрофонического винилового издания?! И разве можно все эти Super Audio сравнить со стереофоническими сэмплерными LP, записанными в режиме PanoramaSound, которые в наушниках слушаются так волшебно, словно к их созданию приложил руку какой-нибудь классный парень вроде Майка Олдфилда (Mike Oldfield)?!

интернет магазины продающие виниловые пластинки

Достаточно сказать, что оригинальная запись, сделанная настоящими специалистами своего дела из Studio Two такого солидного лейбла, как EMI, и без всех этих «прибамбасов» поражает своим отменным качеством звучания и вполне способна удовлетворить самого капризного из нынешних меломанов.

Однако это еще не все. Поставив на проигрыватель входящий в комплект DVD Video, мы теперь имеем возможность услышать комментарии самого Джона Лорда по ходу концерта. А комментировать есть чего — все-таки, согласитесь, для того, чтобы эффектно совместить в мероприятии такого масштаба столь мало совместимые по жанрам (и отношению к дисциплине) коллективы, как симфонический оркестр и рок-группа, организаторам пришлось изрядно попотеть и преодолеть массу проблем самого различного свойства. Во всяком случае, по словам Лорда, предчувствие неминуемого провала не покидало всех участников даже по окончании последней репетиции. Со своей задачей он справился блестяще, продемонстрировав при этом отличное чувство юмора:

— Видите вон тот маленький «маршалловский» усилок? Сейчас бы такой влетел в кругленькую сумму.

— Кто сказал, что мы нервничали? (Смеется) Посмотрите на Роджера. Спокоен как удав. Наверное, чем-то закинулся.

— А вот здесь и сам не могу понять — то ли Малколм готовит оркестр к выходу на сцену, то ли пытается заставить Ричи заткнуться.

— Все видели — Ричи Блэкмор улыбнулся! Да хранит его Господь!

Едва камера наезжает на полностью ушедшего в себя гитариста, Лорд зловещим голосом спешит предупредить:

— Один-единственный аккорд может запросто заставить облажаться весь оркестр.

Что верно, то верно, однако, судя по всему, Джон имеет в виду совсем другое. Возможно, это тонкий намек на то, через какие «кошмарные репетиции» пришлось пройти Deep Purple перед лицом откровенно потешавшегося над ними Лондонского симфонического. И в самом деле, когда третий скрипач покинул репетицию, возмущенно заявив, что не имеет ни малейшего желания играть с какими-то «второсортными The Beatles», обстановка начала накаляться.

Тем не менее, благодаря упорству музыкантов, а также, несомненно, молитвам лидера RPO Малколма Арнольда (Malcolm Arnold) день премьеры в The Royal Albert Hall стал для Лорда со товарищи настоящим триумфом. Без его комментариев, в известной степени выполняющих роль ушата воды, вылитою на собственный «костер», невозможно заметить и половины всех ошибок, ляпов и забавных моментов, на которые он указывает с заразительным весельем.

— Приглядитесь повнимательнее, — предупреждает он, когда камера начинает скользить по лицам оркестрантов RPO, — и вы увидите и хмурые гримасы, и удивленно вскинутые брови, и саркастические усмешки… Кстати, наш барабанщик тоже в их компании…

Самым «крутым приколом» выглядит соло Блэкмора в середине Moderato-Allegro, вместо оговоренных двух с половиной минут рястянутое на «четыре с половиной недели».

— Ну а как же без этого? — смеется Лорд, — надо же было Ричи себя показать!

В то время как Deep Purple по очереди выпендриваются, демонстрируя свою исполнительскую технику, а затем в финале вновь «сливаются в экстазе», Лорд отпускает язвительные замечания по поводу своих источников вдохновения. Будь их авторы живы и поныне, они бы обрушили на гения органа «Hammond» лавину судебных исков:

— Это я свистнул у Густава Хольста… Тема на кларнете написана под влиянием Шостаковича … или Сибелиуса? А вот этот здоровый кусок я позаимствовал у Чайковского. Что ж, полагаю, он бы мог мной гордиться.

Все, что требовалось Deep Purple после такой фундаментальной подготовки — это придумать вокальную тему для Яна Гиллана (Ian Gillan) для второй части концерта (в итоге написанной в день премьеры в каком-то итальянском ресторанчике) и получить таким образом полноценную рок-оперу.

Правда, здесь допущен один промах — поистине, из разряда школьных — и особенно это чувствуется сейчас. Судите сами — после выхода в свет этой концептуальной, эпохальной и еще бог знает какой пластинки чуть ли не каждая рок-группа, играющая всевозможные гибриды рока, оперы и классики, взяла на вооружение эту «фишку», ставшую непременным атрибутом этого стиля. Так скажите мне — ну почему в мощном финале третьей части грянуть в гонг не додумались сами Deep Purple?!
Classic Rock #16

Рок-группы «На главную»